Предмет и объект конфликта
Всякий конфликт связан с теми или иными внешними и внутренними обстоятельствами, круг которых всегда достаточно широк, переменчив и не может быть перечислен с исчерпывающей полнотой. Однако есть нечто основное, позволяющее безошибочно выделить две из них, которые дают возможность более четко определить его существо и направленность: это предмет конфликта и его объект.
Под предметом конфликта
понимается объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая основой и причиной разбора между сторонами. Каждая сторона заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Предмет конфликта – это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого, субъекты вступают в противоборство, это ядро любого конфликта, это интересы и цели каждой стороны конфликта (каждая сторона пытается разрешить данный конфликт в свою пользу), это сама сущность конфликта.
Поиск путей разрешения конфликта, как правило, начинается с определения его предмета, и сделать это зачастую не легко. Многие конфликты имеют столь запутанную и сложную предысторию, что специалист вынужден как археолог вскрывать один слой за другим. Напластование проблем может сделать сам предмет конфликта абсолютно диффузным, перетекающим, не имеющим четких границ, расчлененным на частные предметы, множественные «болевые точки». Примерами конфликта с множеством причин, частных предметов служат семейные или межнациональные конфликты.
Под объектом конфликта
подразумевают конкретную ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся обе стороны конфликта, по поводу которой возникает противоборство сторон. Данной ценностью может быть любой элемент материального мира и социальной реальности, способный служить предметом личных, групповых, общественных, государственных притязаний. Чтобы стать объектом конфликта, этот элемент должен находиться на пересечении интересов различных социальных субъектов, которые стремятся к социальному контролю над ним.
Объект конфликта в конкретной системе отношений
– это:
- некий дефицитный ресурс (материальный, административный, финансовый, природный, социальный, интеллектуальный и т. п.);
- властные отношения, желание обладать теми или иными ценностями, стремление к первенству или совместимости (в когнитивном конфликте это называется предметом дискуссий);
- экономические, территориальные, политические, религиозные, языковые и др. обстоятельства;
- материальные, социальные, политические, интеллектуальные, духовные, статусные и т. д.
Остановимся на некоторых основных характеристиках предмета и объекта конфликта:
- объектами конфликта могут быть ценности объективные и субъективные;
Объект конфликта не существует безотносительно его субъектов
. Напротив, он всегда связан с интересами участников конфликта, причем эти интересы находятся в противоречии.
Для того чтобы какая-либо вещь, свойство или отношение сделались объектом конфликта, они должны быть вовлечены в процесс взаимодействия интересов и потребностей индивидов, социальных групп или общностей. Так, природа, ресурсы, машины и т. д. сами по себе еще не являются объектами конфликта. Таковыми они становятся лишь тогда, когда к ним начинают проявлять интерес
, когда появляется желание их контролировать, использовать или присвоить. И в этом случае конфликт может не возникнуть. Интерес является необходимым, но недостаточным условием конфликта. Например, если тех или иных природных ресурсов имеется в избытке, то по поводу них конфликта не возникает. Он возникает тогда, когда объект, вовлеченный в сферу интересов и потребностей социальных субъектов, имеется в ограниченном количестве или качестве и не способен удовлетворить в полной мере всех взаимодействующих сторон. Другими словами, объект конфликта становится таковым только тогда, когда он является дефицитным,недоступным для всех, кто на него претендует;
Интересные материалы:
Теории девиантного поведения
Относительно причин возникновения девиантного поведения существует три вида теорий. В основе каждой из них лежат определенные теоретические концепции о сущности природы девиации.
К первому относят теории физических типов (Ч. Ломброзо, В. ...
Возрастные закономерности формирования межличностных отношений в детском
возрасте
Межличностные отношения детей складываются не только благодаря механизмам межличностного взаимодействия, но и межличностной перцепции и коммуникации. Их проявление можно заметить, прежде всего, в общении. Важными механизмами межличностног ...
Гендерный подход к исследованию личности
гендерный психологический женщина сотрудник
Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, ...