Общие и специальные способности

Информация » Психология деятельности и способности человека » Общие и специальные способности

Страница 3

Духовные способности и духовные состояния. В ходе дальнейшего рассмотрения духовных способностей остановимся на трех положениях, из которых первые два сформулированы еще Уильямом Джемсом:

— худшее что может сделать психолог — это начать истолковывать природу личных сознаний, лишив их индивидуальной ценности. Мысли разъединены между собою барьером личности;

— мы нимало не объясняем природы мысли, устанавливая зависимость между физическим и психическим. Нужно поработать нескольким поколениям психологов, чтобы установить с надлежащей точностью гипотезу о зависимости душевных явлений от телесных;

— третье положение связано с тем, что у ребенка в отличие от животного при рождении еще не завершено формирование функциональных систем психологической деятельности. Становление головного мозга как функциональной системы осуществляется прижизненно, под влиянием внешней культурной среды. Функциональные системы мозга изначально формируются как окультуренные. Способности человека изначально являются свойством окультуренной функциональной системы; они не исчерпываются свойствами самой системы; решающим моментом в их развитии является их детерминированность индивидуальными ценностями. Духовные способности определяются и регулируются духовными ценностями. Следовательно, проблема переводится в плоскость ценностей. Если деятельность определяется верой или стремлением сделать благо, мы можем говорить о духовных способностях.

Духовные способности проявляются в стремлении к духовному прогрессу — умственному, нравственному — и духовному в узком смысле слова, В духовных способностях проявляются умственные способности в их единстве, консолидированные и направляемые духовными ценностями.

Духовное состояние характеризуется:

— расширением сознания, активным включением в процесс постижения истины подсознания, установлением коммуникативной связи сознания и подсознания и, следовательно, резким расширением информационной базы понимания проблемы, энергетической активизацией. переключением эмоций с режима блокирования информации на режим энергетической подпитки;

— гармонизацией личности, устранением противоречий с окружающей средой или блокированием этих противоречий, сосредоточением на познаваемой проблеме, на постижении истины, внутренним равновесием, позитивным взглядом на жизнь, высокой концентрацией устремлений, усилением воли и ее контроля со стороны личности» Я;

— переходом к образному мышлению, что со своей стороны способствует активизации информационного обмена с подсознанием, так как информация персонального подсознания хранится в образной и чувственной форме. Образность помогает осмыслить ситуацию целостно, раскрыть новые отношения, рассмотреть старые отношения на новом уровне интеграции;

— высокой продуктивностью воображения, что в свою очередь расширяет информационную емкость человеческого сознания.

В духовном состоянии слова и понятия могут переводиться в образы и чувства, что способствует включению процессов воображения. Информация подсознания складывается из совокупности архаичных содержаний памяти, из личной генной информации предков, а также из прижизненно полученной информации. Проницательность тесно связана с продуктивностью мышления. Это объясняется тем, что если суметь выделить определенные свойства вещи, то они наталкивают человека на определенные выводы и следствия. Проницательность — одно из качеств, которое определяет продуктивность мышления. Другим важным фактором, определяющим продуктивность мышления, является запас знаний или умений, так как он позволяет быстрее установить связи выделенных свойств вещи с другими свойствами, формулировать определенные выводы из выделенного свойства. Духовное состояние способствует расширению информационной базы, подключает информационные ресурсы подсознания, тем самым оно способствует повышению продуктивности мышления. Духовное состояние характеризуется чувством внутренней активности, единением духовных способностей и свойств, чувств и эмоций, единением умственных, нравственных, духовных качеств, стремлением к духовному прогрессу. К духовным следует отнести интеллектуальные, моральные и религиозные стремления, а также добросовестность. Важную роль в определении духовного состояния играет чувство нравственного и умственного превосходства, чистоты или чувство вины.

Духовные способности в системе интеллектуальных качеств. Будем понимать способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. В определенной мере способности наследуемы и передаются по наследству; это можно сказать о функциональных механизмах. Одаренность выступает как интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности. Интеллект можно определить как интегральное проявление способностей, знаний и умений. Операционные схемы, программы обработки данных — для интеллекта то же самое, что операционные механизмы для способностей. Уровень интеллекта определяется уровнем развития отдельных способностей, наличием знаний, планов и программ и их связями и целостным характером функционирования. Операционные схемы, программы обработки данных, решающие правила, критерии достижения цели, играющие в интеллекте ведущую роль, в современных подходах к диагностике, к сожалению, остаются за скобками. Талант есть проявление интеллекта в отношении конкретной деятельности, познания природы. Определяемые качества направлены и проявляются в деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Этапы современного развития
1) Лечебный (первая половина 19 века). Выявление и лечение детей с грубыми дефектами зрения, слуха, выраженными психическими нарушениями. 2) Педагогический (вторая половина 19 века). Начало образования детей с выраженными дефектами разви ...

Формирование психологической системы учебной деятельности
Мотивация учебной деятельности. Генезис мотивации активности ребенка. Глубокий знаток человека Л.Н. Толстой писал: "От меня до 5-летнего — один шаг; от 5-летнего до новорожденного — дистанция огромною размера" От рождения до дву ...

Социально-психологические предпосылки индивидуального стиля деятельности
В советской психологии говорилось о двух предпосылках, при которых возможно усвоение индивидуального стиля деятельности: 1) зона неопределенности деятельности, при которой одна и та же цель может быть достигнута различными движениями, це ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru