Взаимосвязь обучения и развития в процессе освоения деятельности

Информация » Психология деятельности и способности человека » Взаимосвязь обучения и развития в процессе освоения деятельности

Страница 2

На последующих этапах освоения профессии, характеризуемых достижением более высокого уровня профессионального мастерства и усложнением содержания и условий деятельности, реализация деятельности оказывается возможной только при наличии более высокого уровня развития определенных ПВК. Последние в этом случае развиваются интенсивнее, а другие ПВК, уровень развития которых соответствует требованиям деятельности, могут при этом стабилизироваться или даже регрессировать. Гетерохронность развития качеств обусловлена динамикой сложности профессиональной деятельности, изменением требований, предъявляемых деятельностью к психологическим качествам работника.

Полученные данные позволяют ответить на вопрос, который долгое вдомя в психологии оставался дискуссионным: каков характер внутренних процессов, происходящих в период внешневыраженного застоя в освоении деятельности (в графической форме этот период изображался в виде плато на кривой научения). Рядом психологов высказывалась следующая мысль: в этот период происходит накопление опыта, что тоже является сложным творческим процессом. Данные, полученные в эксперименте, это доказывают.

Важно рассмотреть и противоположный процесс: как внутренние условия преобразуют деятельность. Для этого надо обратиться не к результативным характеристикам деятельности, а к ее целевой трансформации и способам деятельности. В данном процессе внутренней детерминации деятельности должны раскрыться механизмы развития деятельности и ее индивидуализации.

Целью образования является приобщение ученика к культуре, накопленной человечеством и развитие в этом процессе природы ученика, раскрытие его возможностей (потенций). Образование, по В.И. Далю, состоит из образования ума и образования нравственности. Цели образования достигаются в процессах обучения и воспитания Характерной особенностью образовательного процесса является то, что оно осуществляётся, как правило, в совместной деятельности ребенка и взрослого, ученика и учителя В разным образовательных концепциях место и роль, которые отводятся учебной деятельности (ученик) и педагогической деятельности (учитель), существенно различаются. В концентрированной форме различие подходов нашло отражение в парадигмах субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в процессе обучения.

Понятие научения. О научении говорят в том случае, когда человек стал знать и (или) уметь то» чего не знал и (или) не умея раньше. Эти новые знания, умения и навыки могут быть следствием деятельности, направленной на их приобретение, или выступать как побочный эффект поведения, реализующего цели, не связанные с данными знаниями и умениями. Научение можно определить как систематическую модификацию поведения при повторении ситуации и (или) под влиянием прошлого опыта на основе образования связей, сохранения следов и их реорганизации. Научение тесно связано с исполнением и проявляется в исполнении, но научение не тождественно исполнению.

Функциональный аспект характеризует, насколько успешно изменяется поведение в плане достижения цели. В результате научения изменяется уровень достижений в количественном и качественном отношениях. Структурный аспект научения характеризуется преобразованием самого способа поведения, его структуры. Главное внимание при изучении структурного аспекта сосредоточивается на том, что, как и когда делается, а не на том, что достигнуто (функциональный аспект).

Типы научения. Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное. Характерным для ассоциативного научения является образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическими процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психологической или функциональной). При интеллектуальном научении предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Ответственность в младшем школьном возрасте
Исследования в области психологии личности младшего школьника показывают, что в период младшего школьного возраста под воздействием воспитания у детей формируются социальные мотивы деятельности. Они приобретают побудительную силу, подчиня ...

Типология психологических портретов родителей
Для определения направлений коррекционной помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии, необходимо учитывать как присущие им характеристики индивидуальных различий, так и особенности реагирования этих лиц на стрессовую ситуац ...

Преoдoление кoнфликтoв
Мнoжествo oбщих услoвий преoдoления кoнфликтoв назывались разными сoциoлoгами, нo среди них следует oсoбo выделить три услoвия, названные Р. Дарендoрфoм. Первoе услoвие – каждая из стoрoн кoнфликта дoлжна признать наличие кoнфликтнoй сит ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru