Направления исследования
Любая профессиональная деятельность имеет общественное значение. Результат деятельности оценивается с позиции его значения как «потребительной стоимости» для общества. Результат деятельности может непосредственно использоваться субъектом деятельности, т,е. он приобретает личностный смысл, но при существующей системе разделения труда это встречается относительно редко. В большинстве случаев общественное значение деятельности и ее личностный смысл не совпадают. Субъект выделяет те параметры деятельности, которые представляют для него большой личностный смысл. Выбор проводится в пространстве основных параметров эффективности деятельности: производительности, качества и надежности. Наряду с личностным смыслом трансформация цели в значительной мере определяется степенью взаимовлияния параметров «производительность» и «качество». Эксперименты показали, что эффект влияния скоростной установки на различных этапах обучения неодинаков. На первом этапе, снятие требований к точности играло положительную роль, на втором этапе скоростная стратегия замедляла выработку высокой степени точности движений.
При исследовании деятельности операторов были проведены три серии опытов. Первой группе испытуемых предлагалось работать как можно быстрее и точнее (I серия экспериментов), второй группе — как можно быстрее (II серия), третьей — как можно точнее (III серия). Связь между элементами сенсорного и моторного полей носила динамический характер. Испытуемый мог дать правильный ответ, только обработав всю совокупность поступивших на табло сигналов. В эксперименте регистрировались время ответной реакции и число ошибок. Полученные данные показывают, что и в этом случае обучение в двухцелевом режиме наименее эффективно. Сложнее ответить на вопрос, какой стратегии отдать предпочтение: точностной или скоростной. Здесь но может быть полностью однозначного решения. При выборе скоростной или точностной стратегии следует учитывать тип деятельности: первый тип характеризуется тем, что работа при большой скорости требует тех лее действий, что и при малой скорости; во втором типе деятельности при переходе от низкой скорости к высокой характер движений существенно меняется. В первом случае тренировку следует начинать с овладения точностью, во втором случае освоение деятельности надо начинать сразу на высокой скорости.
Наблюдения за испытуемыми, их самоотчеты показывают, что в ходе освоения деятельности у человека складывается определенный тип стратегии точностной или скоростной. Отношения между точностыми и скоростными показателями носят характер гетерохронности. В целом тип стратегий и их смена определяются взаимодействием трех основных факторов: значимости уровня достижений по каждому параметру, скорости роста показателей по каждому из рассматриваемых параметров и степенью их взаимовлияния.
На этапе обучения значимость тесно связана с таким показателем, как скорость совершенствования в профессиональной деятельности. Данные рассмотренных опытов позволяют сделать вывод, что на начальных этапах освоения деятельности человек не в состоянии одновременно осуществлять эффективное регулирование по двум интерферирующим параметрам, Работа в двухцелевом режиме увеличивает время формирования трудовых навыков и приводит к повышению напряженности. Поэтому, осваивая деятельность, человек на различных этапах профессионализации ставит различные цели. На основе полученных данных можно предположить, что наблюдающаяся динамика целей в двухфакторном пространстве. Производительность и качество во многом определяются спецификой деятельности, жизненным опытом, системой планирования и оплаты труда, уровнем требований к качеству и производительности, индивидуальными особенностями работника.
Интересные материалы:
Восприятие символики формы
Степень эмоционального ощущения при восприятии зависит от особенностей ассоциативного воздействия пространственной формы, ясности или сложности прочтения ее геометрических параметров и композиционной структуры. Пересечение ограждающих пов ...
Отклонения в развитии в связи с недостаточностью зрения и слуха
Недостаточность зрения и слуха является основной причиной формирования сенсорного дефекта как психофизиологического дефицита определенных анализаторов. Это, в свою очередь, вызывает вторичные психоэмоциональные отклонения в развитии. Кром ...
Теории мотивации
Каждая психологическая школа подразумевает под мотивом что-то свое. Единственное, в чем они сходятся, так это в том, что мотив — это какой-то феномен, и этот феномен по своей сущности конкретен и психологичен. Принято выделять следующие п ...