Заключение
Проблема профессионального самоопределения в современной школе - одна из значимых проблем для учащихся, педагогов, психологов и родителей. Особенно острой эта проблема выступает в условиях перехода к профильной школе, что требует перестройки всего учебного процесса на ступени основного образования. Именно поэтому требуется специальная организация индивидуального профессионального выбора, оказание помощи школьникам в самоопределении и выборе профилирующего направления.
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.
У всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение – система убеждений. Отсутствие мировоззренческого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение включает развитие самосознания у старшеклассника, формирование его «Я-концепции».
В настоящее время показана возможность решения данной проблемы на примере разработанной методики развития профессионального самоопределения при выполнении самостоятельных работ и заданий различного рода по биологии и дополнительных занятий. В ходе выполнения работы были решены поставленные задачи, проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Именно эти аспекты деятельности помогли определить понятия:
Þ Профессиональное самоопределение - это степень самооценки себя, как специалиста определенной профессии: содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием; важнейший объект формирования личности в процессе профессиональной ориентации.
Þ Содержание образования школьной биологии - важный элемент в развитии профессионального самоопределения школьников.
В ходе опытно-экспериментальной работы на базе МОУГ №4 города Тулы проверено использование специально разработанных и организованных уроков по общей биологии и занятий элективного курса “Твои возможности, человек”.
Сформулированная гипотеза исследования подтвердилась. На основе опытно-экспериментальной работы мы действительно убедились в том, что применение профессиональноориентированного подхода при изучении биологии, учет индивидуальных особенностей учащихся оказывает положительное влияние на формирование мотивации и развитие профессиональных ориентиров у школьников. Процесс профессионального самоопределения учащихся при изучении общей биологии происходил эффективнее при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: реализации профессионально-ориентированного подхода в обучении; учете психолого-педагогических аспектов профессионального самоопределения учащихся, а также их возрастных и индивидуальных психологических особенностей; использовании форм и методов обучения, способствующих профессиональному самоопределению учащихся.
Можно надеяться, что разработанная методика, в том числе программа элективного курса по биологии “Твои возможности, человек”, будут использованы в качестве методического пособия студентам и практикующим учителям биологии в их деятельности.
Интересные материалы:
Барьеры речи и языка
Барьер речи может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенн ...
Прямые неимперативные формы воздействия
К прямым неимперативным формам воздействия относятся просьба, предложение (совет) и убеждение.
Просьба. Этот метод используют, когда не хотят придавать воздействию официальный характер или когда кто-то нуждается в помощи. Во многих случа ...
Что такое личность
Немного найдется в языке слов, действующих на широкую публику столь зачаровывающе, как «личность». Хотя оно используется в разных смыслах, можно говорить о двух основных. В первом случае этот термин относится к своего рода умелости или ло ...