Программный материал, в изложении которого формируется профессиональная мотивация школьников в процессе обучения биологии в 6-8 и 9-11 классах
· В рамках изучения темы “Возникновение и развитие жизни на Земле” старшеклассникам можно предложить разработать учебный проект “Лента времени”. Содержание учебного проекта направлено на активизацию познавательного интереса, интеллектуальных и исследовательских умений и навыков, поиск наиболее эффективных способов анализа общего хода развития жизни на Земле, создание представления о “ленте времени”.
· При изучении темы “Антропогенез” (11 класс) может быть организован урок-спектакль “Как появился человек?”. Этот урок производит на учащихся огромное эмоциональное впечатление и создаёт у них ощущение непосредственного участия в историческом процессе развития науки. Во время спектакля формируются убеждения в познаваемости мира и уверенность в том, что все природные явления имеют причинно – следственные связи. Старшеклассники знакомятся с биографическими данными выдающихся учёных. В ходе обсуждения спектакля ученики раскрывают значение научных представлений о происхождении человека и сопоставляют идеалистический и материалистический взгляд на проблему.
· При закреплении учебного материала по теме “Экология” (11 класс) может быть проведен интегрированный урок по теме “Экологические проблемы мира” в форме деловой игры — “заседания ученого совета”, на которой обсуждается вопрос о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду планеты. Ученики определяют пути решения экологических проблем. Через игровую форму формируется экологическая позиция школьников. [3]
Таким образом, нами было установлено, что уроки биологии обладают большими и разнообразными возможностями для формирования профессиональной мотивации школьников.
Анализ научно-методической литературы и изучение практики обучения показал, что работа по профессиональному самоопределению должна быть планомерной и системной. Большую роль в этом оказывает обучение биологии, особенности преподавания которой позволяют реализовать идею связи обучения с жизнью, подготовки учащихся к сознательному выбору профессии. Ведущим фактором в решении вопросов профессионального самоопределения школьников выступают самостоятельные и индивидуальные творческие задания по биологии, выполняемые на уроках и во внеурочной деятельности по предмету.
Таким образом, своевременно оказанная старшеклассникам профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности и является естественным завершением всего учебно–воспитального процесса. Анализируя профориентационную работу в процессе обучения биологии можно выявить, что она направлена на становление профессионального самоопределения старшеклассников, формирование профессиональной мотивации школьников, развитие умений учениками осуществлять выбор и нести за него ответственность.
Интересные материалы:
Наблюдение
На протяжении четырёх лет мы наблюдали за тем, что привлекает людей в айкидо. Их мотивировки и приоритеты были разными, но всех объединяло одно – стремление обогатить собственную жизнь чем-то существенным. Одни хотели обрести навыки самоо ...
Наркомания как предмет психологического исследования
Взгляд на наркоманию как на сложную систему поведения наркозависимого индивида в социальной среде ставит перед разработчиками реабилитационных программ чрезвычайно сложную проблему: становление у наркомана, находящегося в стадии ремиссии, ...
Решение вопросов профессионального самоопределения учащихся в условиях
профилизации современного школьного образования
Проблема профессионального самоопределения школьников адекватна принципам современной “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” и “Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования”. Особен ...