Формы, методы и приемы профессионального самоопределения учащихся на уроках биологии
Для обеспечения помощи учащимся в сознательном выборе профессии на уроках биологии целесообразно знакомить школьников с различными видами труда и профессиями, изучать склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся, формировать у них общественно значимые мотивы выбора профессии, консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством. [15]
Таким образом, в работе учителя биологии можно выделить следующие направления:
· профессиональное просвещение – ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности в области биологии, профессиями и специальностями;
· профессиональное воспитание – формирование у школьников устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии;
· профессиональная активация – создание условий для практической пробы сил в различных сферах деятельности;
· профессиональная диагностика школьника – изучение личности ученика в целях профессиональной ориентации, формирования трудовых и профессиональных интересов;
· педагогическая профконсультация – рассказ ученику о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его качествам, знаниям и склонностям.
Успех профессиональной ориентации на уроке биологии во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным материалом, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения. Вместе с тем эффективность профориентационной работы в преподавании зависит и от содержания профориентационного материала и особенности его включения в предмет. Развить профессиональную мотивацию школьников в процессе обучения биологии можно, используя уроки следующих типов: “путешествие”, “суд”, игра, “круглый стол”, диспут, конференция, размышление, исследование, экскурсия. [33]
Для разработки уроков направленных на формирование профессиональной мотивации необходимо сделать следующее:
· определить в программном материале темы, в изложении которых целесообразно включить профориентационный материал;
· выявить идентичность отдельных видов учебной деятельности с целью формирования сложных умений, составляющих сущность отдельных видов профессиональной деятельности;
· определить формы подачи профориентационного материала, наиболее соответствующего содержанию той или иной темы; способы включения в учебный процесс специально подготовленной информации, обеспечивающей ознакомление учащихся с отдельными функциями профессионального труда и условиями профессиональной деятельности;
· модернизировать методику преподавания с целью дополнения их конкретными способами и формами организации учебного процесса, в ходе которого учащиеся смогут ближе ознакомиться с отдельными направлениями и способами профессиональной деятельности;
· изучить литературу об основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету;
· изучить новые педагогические и информационные технологии и технические средства обучения, рассчитанные на обогащение творческого потенциала личности;
· углубить знания по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения.
Знания элементарных основ биологии необходимы каждому школьнику, так как они являются одним из показателей общей культуры человека. На уроках повторения, систематизации и обобщения изученного материала можно знакомить учащихся со специальностями биологического профиля, которых на рынке труда сейчас очень много, с индивидуально–психологическими качествами и способностями, необходимыми для овладения этими профессиями.
Профориентационная работа при обучении биологии должна быть направлена на осуществление учащимися первичного элементарного анализа профессии. Она должна четко определить два основных момента: содержание профессии и необходимые для нее способности и умения. [31]
Интересные материалы:
Общее и своеобразное в развитии нормального и аномального ребенка
1) Развитие нормального и аномального ребенка подчиняются общим психофизиологическим законам. Это определяет большое значение для развития аномального ребенка, его потенциальных возможностей, которые используются для коррекции и реабилита ...
Психолого-педагогические особенности глухих детей
Ранняя глухота значительно ограничивает возможность овладения речью и приводит к глухонемоте. При этом обычно не наблюдается органических нарушений речи, они носят вторичный характер и при адекватной коррекции компенсируются. Сохраненные ...
Экспериментально-психологические исследования в Великобритании в конце 19
века
С древнейших времен социальная практика заставляла человека выделять в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого вопроса к его ра ...