Психологическая характеристика личности граждан, поступающих на военную службу по контракту
Способности
- это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее значениями, умениями и навыками [ 29,32 ].
Известный отечественный психофизеолог Б.М. Теплов выделял три признака отличающих способности от других психических свойств и качеств человека.
Во-первых, под способностями следует понимать индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями являются не все индивидуальные особенности, а лишь такие, которые влияют на успешность выполнения человеком какой-либо деятельности или многих деятельностей. По мнению Б.М. Теплова, некоторые свойства - например, вспыльчивость, вялость, медлительность и другие - хотя и являются индивидуальными особенностями человека, не могут быть отнесены к его особенностям.
В-третьих, способности не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Но они могут определять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков [ 46 ].
Необходимо различать общие и специальные способности. Общие способности - это качества личности, которые отвечают требованиям не одного, а многих видов деятельности. В условиях военной службы к числу общепрофессиональных качеств можно отнести интеллект, волевые качества, ответственность и дисциплинированность, нервно-психическую устойчивость, физическую подготовленность и другие.
Специальные способности
- это индивидуальные особенности, благоприятные для конкретных видов деятельности. При оценке специальных особенностей, и прогнозировании успешности человека на конкретных воинских должностях особое значение имеет тщательный анализ различных характеристик познавательных психических процессов и анализаторных систем [ 17 ].
О своеобразии способностей граждан, поступающих на военную службу прежде всего следует судить по его отношению к различным видам деятельности (учебной, производственной, общественной, спортивной и др. ) и ее результатам, по наличию элемента творчества и усилиям, затрачиваемым на достижение определенного успеха.
Характер
- совокупность наиболее выраженных и устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении, в типичных для человека способах поведения. Если направленность - это тенденция человека, показатель того, к чему он стремиться, а способности - это его потенциальные возможности, определяющие пределы достижимого и темпы продвижения к цели, то характер показывает личность сегодня, то, чем она является в данное время с точки зрения отношения к окружающему и самому себе, каков индивидуальный стиль ее поведения и деятельности.
Характер человека обнаруживается, во-первых, в том, как он относится к другим людям, проявляя общительность или замкнутость, привязанность или отчужденность, тактичность или грубость, правдивость или лживость; во-вторых, в том, каково у человека отношение к самому себе (преобладают тут самолюбие или приниженность, эгоцентризм или преданность интересам коллектива и т.д.); в-третьих, в том, как человек относится к делу - отличаясь добросовестностью или легкомыслием, ответственностью или небрежностью, энтузиазмом или формальным выполнением обязанностей; в-четвертых, в том, каково отношение человека к вещам : аккуратное или небрежное, хозяйское или потребительское, ориентированные на общественные интересы или корыстное.
Для различных видов воинской деятельности, поскольку они требуют от личности не одинаковых способностей и при том в различной степени их выраженности, нужна и не одинаковая по своему содержанию , психологическая подготовка. Вместе с тем, предоставляется возможность выделить компоненты, являющимися общими для большинства военнослужащих - это:
· сформированность военно-профессиональной мотивации, высоких моральных качеств, соответствующих потребностей, целей, интересов, установок на военную службу;
· сформированность необходимых для военно-профессиональной деятельности знаний, навыков, умений и положительных привычек;
· сформированность и активизация профессионально-важных психических процессов, необходимых в ходе ратного труда;
Интересные материалы:
Техника общения. Методы предотвращения коммуникативных барьеров
Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.
Прежде чем вступить в общение с другим человеком ...
Нейропедагогическая структура образовательного пространства
Особенностью нейропедагогической матрицы, предлагаемой для анализа образовательного пространства является ее психодиагностическая универсальность. На данную интегративную матрицу можно спроецировать методологические подходы различных псих ...
Психологические особенности созависимых людей
Созависимость имеет свои, ярко выраженные, психологические характеристики, своего рода психологическую симптоматику.
Выделим наиболее существенные:
¾ неадекватная (чаще низкая) самооценка;
¾ отрицание;
¾ отказ от ...