Психологическая характеристика личности граждан, поступающих на военную службу по контракту
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становиться личностью - субъектом познания и активного преобразования действительности.
Наряду с понятиями "Человек", "Личность" в науке нередко употребляют термины "индивид" "индивидуальность". В понятии индивид воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и дефективного человека, не способного усвоить язык, и высоко образованного жителя цивилизованной страны.
Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек, Появясь на свет как индивид, человек постепенно обретает свое сознательное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека, в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т. е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса [51].
Одна из характерных сторон личности - ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относится характер, темперамент, особенности протекания психологических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов в деятельности, формировавшиеся способности и мастерство. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Вот почему личность - это прежде всего живой конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества, коллектива, воспитанием и обучением [7].
К. Хорни связывает основную мотивацию поведения человека с "чувством базальной тревоги" - беспокойством, объясняя его впечатлениями раннего детства, той беспомощностью и беззащитностью, которые переживает ребенок сталкиваясь с внешним миром . «Коренная тревога» стимулирует действия, способные обеспечить безопасность. Таким образом, формируется ведущая мотивация личности, на которой базируется ее поведение [48 ].
Гуманистическая психология в понимании личности и ее активности смыкается с психоаналитическим направлением в своих основных характеристиках. В отличие от психоаналитиков, которые пытаются открыть источник активности, обращаются к прошлому, к " вытесненным в бессознательное" впечатлениям и переживаниям ребенка, "гуманистическая психология", чье развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта и др., главным фактором активности личности, считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации)(26).
Топологическая психология (К. Левин), используя принятое в физико-математических науках понятие "поле", объясняет поведение личности тем, что различные точки и районы "жизненного пространства" (поле), в котором существует индивид, становится мотивами его поведения в силу того, что он испытывает в них потребность. Когда потребность в них исчезает, то и значение объекта утрачивается . В отличие от психоанализа , К. Левин не видит в потребности биологической предопределенности. Мотивация детерминируется не природными свойствами человека, а его взаимодействием с "полем", в котором объекты по разному притягательны: обладают либо положительной, либо отрицательной взаимностью [ 29 ]. .
По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремления к высшим целям, ценностям) гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам наших психологов.
В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.И. Леонтьев и Л.И. Божович.
Интересные материалы:
Психограмма супружества
В результате анализа всех аспектов супружества авторы получили ряд данных, которые сводятся в психограмму-заключение. В ней указываются следующие выводы: 1) зоны конфликта в супружестве, потенциальный инициатор конфликта в каждой из зон; ...
Подходы к изучению профессиональной идентичности в отечественной психологии
Профессиональная идентичность в последние годы интенсивно изучается в отечественной психологии, такими учеными как Л.Б. Шнейдер, Е.П. Ермолаевой, Д.И. Зевалишеной, Н.Л.Ивановой, Е.В. Коневой и другими.
Профессиональная идентичность наряд ...
Социальные нормы и ценности
Наибольший интерес для социологии представляют поведенческие элементы - социальные ценности и нормы. Они во многом определяют не только характер взаимоотношений людей, их нравственные ориентации, поведение, но и сам дух общества в целом, ...