Проявление памяти в различных видах деятельности

Информация » Определение психологических особенностей памяти юношей в разных видах деятельности » Проявление памяти в различных видах деятельности

Страница 2

Вторая стадия функциональной системы - принятие решения и формирование представления цели. Это необходимое звено при моделировании самоуправляющихся систем, которое стоит между афферентным синтезом и переходом к моменту формирования афферентных программ. Этот процесс фокусирует все качественно различные фрагменты афферентного синтеза, обеспечивая выбор одного, наиболее целесообразного способа поведения из множества возможностей, которыми организм располагает в данный момент. Это критический момент выбора афферентного интеграла, который оценивает всю информацию и определяет настроенность рабочих центров. Такой процесс может протекать с задержанной стадией (при участии сознания) или быстро - по автоматизированным путям. Принятие решения является переходным моментом, после которого все комбинации возбуждений приобретают исполнительский характер, т.е. формируется действие. Этот наиболее интегрированный процесс формирования поведенческого акта осуществляется, по-видимому, в лобных долях. Процесс принятия решения неизбежно сопровождается формированием акцептора действия, где строится представление цели действия, включающее основные афферентные параметры его будущих результатов. О наличии такого аппарата предвидения и предсказания говорят эксперименты с подменой привычного условного подкрепления. Например, вместо привычного для собаки хлеба ей впервые дают мясо, от которого она может отказаться. В этой ситуации возникает рассогласование между заранее сформированными признаками ожидаемого результата и реальностью. В известных экспериментах Олдса, где крыса обучается нажимать на педаль, движение лапы к педали связано с образованием акцептора действия, содержащего модификации будущего эмоционального состояния от пищевого раздражения мозга. Если же крыса не получает ожидаемого результата, она начинает добиваться его другими способами - более частыми и сильными нажатиями, т.е. при рассогласовании между ожидавшимся и реальным результатами включается механизм компенсации. Принятие решения и формирование образа предстоящего результата, происходящее в акцепторе действия, основано на элементах предшествующего афферентного синтеза, включающего работу памяти. Однако очевидно, что роль памяти не сводится только к необходимой выдаче прошлого опыта из ее долговременных хранилищ. Память выступает также как необходимый компонент акцептора действия. Она непосредственно включена в процессы принятия решения и формирование представления цели, которое она сохраняет до момента достижения цели для того, чтобы оно могло быть сопоставлено с полученным результатом. Именно в этом состоит важнейшая функциональная роль кратковременной памяти в организации каждого действия. Наиболее наглядно процесс принятия решения и регулирующую роль представления цели мы можем наблюдать в произвольном воспроизведении, когда человек сознательно определяет, какие именно сведения из своего запаса знаний в долговременной памяти он должен восстановить в соответствии с характером поставленной задачи (например, ответ на экзамене), и весь процесс воспроизведения поэлементно контролируется путем сличения с принятой программой благодаря кратковременной оперативной памяти [49].

Важнейшим самостоятельным компонентом третьей стадии функциональной системы выступает результат совершенного действия, а затем информация о нем для субъекта. П.К. Анохин считает, что организм не столько интересует само действие, сколько его результаты. Только ради них предпринимается действие, только полученный результат закрепляется в памяти, чтобы стать стимулом для совершения новых действий, которые совершаются до тех пор, пока достигнутое не придет в соответствие с желаемым. Параметры результата информируют мозг о полезности и правильности совершенного действия и составляют в совокупности четвертую стадию работы функциональной системы - обратную афферентацию, которая возвращается к акцептору действия, завершая в функциональной системе всю логическую модель отдельного поведенческого акта. Обратная афферентация оказывает организующее влияние на формирование последующих актов поведения. Деятельность человека есть сложный процесс, складывающийся из взаимосвязанных и последовательно протекающих действий, из которых каждое вытекает из предшествующих и само затем вызывает последующие действия. Поэтому необходимо разграничивать характер обратной афферентации: поэтапной, которая информирует о результате какого-то промежуточного действия, и санкционирующей афферентации, которая информирует об окончательном выполнении исходного намерения, связанного с основной целью деятельности, т.е. завершает логически целую функциональную единицу поведения. Критерием для такого распределения обратных афферентации является то намерение, которое возникает у субъекта в результате афферентного синтеза и которое человек хочет осуществить в данный момент. В зависимости от широты задач и характера каждого действия может быть различным количество этапов выполняемого намерения. Поэтому в отдельных случаях поэтапная афферентация может стать и промежуточной, и санкционирующей, конечной. Например, человек намерен сделать покупку в магазине, а для этого он должен одеться, выйти из дома, пойти в магазин и т.д. до завершения покупки. Но покупка вещи может быть не конечной целью, а только этапом в осуществлении длинной цепи действий, направленных к более отдаленной основной цели - поездке в путешествие и т. п [7].

Страницы: 1 2 3

Интересные материалы:

Этапы современного развития
1) Лечебный (первая половина 19 века). Выявление и лечение детей с грубыми дефектами зрения, слуха, выраженными психическими нарушениями. 2) Педагогический (вторая половина 19 века). Начало образования детей с выраженными дефектами разви ...

Психологическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст (англ. Teenage period, adolescence) – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс ...

Группа астеников
В наиболее чистом и простом виде симптоматология конституциональной астении представлена у так называемых неврастеников, субъектов, наиболее отличительными чертами которых именно и являются чрезмерная нервно-психическая возбудимость, разд ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru