Понятие «школьная дезадаптация»

Информация » Исследование психологических особенностей личности младших школьников с различной степенью школьной дезадаптации » Понятие «школьная дезадаптация»

Понятие «школьная дезадаптация» (далее мы будем пользоваться сокращением ШД) сегодня достаточно широко употребляется в отечественной психолого-педагогической литературе. Но в качестве научного понятия ШД пока не имеет однозначного толкования. Некоторые авторы объясняют это тем, что в педагогике советского периода серьезность и масштаб этого явления долгое время в достаточной степени не замечались и не осознавались в качестве серьезной социально-педагогической проблемы. Считалось, что школа может быть носителем исключительно положительного и гуманного влияния на ребенка. А такие явления как неуспеваемость, трудновоспитуемость, деструктивное поведение, противоправные действия школьников объяснялись в первую очередь с позиций индивидуальной недостаточности, нарушений развития, имеющихся у ребенка, с позиции болезни [13, с.111]. Сегодня утверждается иная позиция, согласно которой не ребенок должен приспосабливаться к школе, а школа к ребенку, сторонники этой позиции считают, что ШД как педагогическое явление напрямую связана с несовершенством, грубыми просчетами в системе школьного образования.

Понятие ШД используется также для описания различных трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим явлением связывают отклонения в учебной деятельности – затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками, нарушения поведения и т.д.

Г. Кумарина рассматривает понятие «социально-психологическая дезадаптация», которое является более широким по своему объему, чем понятие ШД. Оно характеризует круг нарушений, которые могут возникнуть у ребенка под влиянием сложных социальных условий, обстоятельств его жизни и развития (физическое или социальное сиротство, потеря одного или обоих родителей, развод или конфликты в семье, изменение места жительства или привычной обстановки, длительная болезнь и т.д.). К школьной же дезадаптации, по её мнению, относятся только те нарушения и отклонения, которые возникают у ребенка под влиянием школы, школьных воздействий или спровоцированы учебной деятельностью, учебными неуспехами. Т.е. ШД это нарушение равновесия, гармоничных отношений между ребенком и школой, при котором страдает ребенок [13, с.113].

Р.В. Овчарова даёт следующее определение школьной дезадаптаци: «это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии» [19, с. 193].

По мнению Н.М. Иовчук, ШД представляет собой невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых ему той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует. Кроме того, наиболее часто школьная дезадаптация проявляется в невозможности обучения ребенка по программе, соответствующей его способностям, или его пребывания в школе, согласующегося с принятыми дисциплинарными нормами [7].

Ряд авторов определяют ШД как некоторую совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социо - и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным, а в крайних случаях невозможным [8, с.3].

Как уже говорилось выше, практически все дети с началом школьного обучения испытывают трудности при адаптации к новым условиям. Они напряжены психологически. Это обусловлено ощущением неопределенности, связанным с совершенно новой жизнью в школе, что вызывает тревогу и дискомфорт. Они также напряжены физически, т.к. режим учебных занятий требует от них усидчивости, терпения, сосредоточенности внимания. Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к утомлению как физическому, так и психическому. А утомление, как известно, ведет к снижению работоспособности. Наступает безразличие или активное нежелание продолжать ходить в школу. Это так называемая временная «нормальная» дезадаптация [5, с.36], которая связана с прохождением ребенком определенных возрастных периодов школьного детства. Период адаптации к новым условиям может длиться довольно долго (от месяца до года), и временную дезадаптацию первоклассника можно рассматривать как нормальную ситуацию развития, т.е. как специфическую и закономерную проблемную ситуацию, которая в случае благополучного разрешения способствует личностному росту ребенка и его успешной школьной адаптации. Аналогичные проблемные ситуации и периоды временной «нормальной» дезадаптации возникают и при переходе ребенка в среднюю школу. Но, однако, от временной дезадаптации следует отличать истинную дезадаптацию школьника, которая приобретает уже достаточно глубокие формы и серьезные последствия.

Интересные материалы:

Межличностные отношения в семье как предмет исследования в психологии
Как известно, человек в процессе своей деятельности, создавая условия своего бытия, вступает в определенные отношения с материальными объектами и с другими индивидами. Таким образом, в самом общем виде все отношения можно разделить на отн ...

Безумие. Состояние вопроса
Проблема безумия, его этиологии, патогенеза, диагностики и лечения на сегодняшний день достаточно актуальна. Традиционные клинические методы не решают проблем безумия радикально. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация не позволяет выпол ...

Психологические особенности памяти в юношеском возрасте
память юношеский возраст деятельность Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т.е. о тех типичных изменениях, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по несколь ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru