Феномены кажущегося движения

Информация » Формообразование. Фигура и фон. Фигурное последействие » Феномены кажущегося движения

Страница 3

А согласно теории Вундта, интроспекция этих стимулов должна была создавать восприятие двух соседних полосок света и ничего более. Но как бы строго, ни проводилась интроспекция в опыте Вертхеймера, движущаяся полоска света продолжала наблюдаться, а все попытки объяснения ее появления со старых теоретических позиций оканчивались неудачей. Целое (в данном случае кажущееся движение линии света) было отлично от суммы его составляющих (двух неподвижных световых лучей). Таким образом, традиционной атомистической ассоциани-стской психологии был брошен открытый вызов, на который она не смогла ответить.

Вертхеймер опубликовал результаты своего исследования в 1912 году в статье под названием <Экспериментальные исследования восприятия движения>. Считается, что именно она положила начало возникновению школы гештальтпсихологии.

Кроме того Вертхеймер изложил принципы организации восприятия в своей работе, опубликованной в 1923 году. Вертхеймер исходил из того, что мы воспринимаем предметы в той же манере, в какой воспринимаем кажущееся движение - то есть как единое целое, а не как наборы индивидуальных ощущений. Принципы организации восприятия, которые описаны в большинстве учебников по психологии, представляют, по существу, законы и правила, по которым мы организуем и классифицируем воспринимаемый нами мир. Как считал Вертхеймер, базовая предпосылка этих принципов состоит в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим, или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся связанными, объединяясь между собой, чтобы создать структуру, которая выделялась бы на общем фоне. Организация восприятия происходит самопроизвольно, и ее возникновение неизбежно всякий раз, когда мы смотрим вокруг себя. Мы не должны учиться создавать образы, как это провозглашают сторонники ассоциативного подхода, хотя некоторые виды восприятия высшего уровня действительно зависят от научения.

Страницы: 1 2 3 

Интересные материалы:

Проблема самосознания в психологии. Особенности самосознания у детей старшего дошкольного возраста
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Ананьева Б.Г. [4], Божович Л.И. [11], Выготского Л.С. [16], Леонтьева А.Н. ...

Наблюдение
На протяжении четырёх лет мы наблюдали за тем, что привлекает людей в айкидо. Их мотивировки и приоритеты были разными, но всех объединяло одно – стремление обогатить собственную жизнь чем-то существенным. Одни хотели обрести навыки самоо ...

Особенности развития коммуникативной сферы детей с ЗПР
Развитие общения – необходимое условие для формирования готовности к школьному обучению. Дети с ЗПР оказываются по многим характеристикам неспособными к систематическому усвоению знаний, умений, навыков. Запас знаний об окружающей их есте ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru