Психологическая характеристика подросткового возраста
В развитии личности неотъемлемую роль начинает играть такая особая форма самосознания, как чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком [5, с. 145].
Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность – в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах. Важно и то, удовлетворяет ли его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или ему нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству. Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которую включен ребенок – признание или непризнание его взрослости родителями, учителями и сверстниками [19, с. 93].
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.
Взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что подросток забывает об учебе и домашних обязанностях. Успехи в среде сверстников ценятся более всего. В подростковых объединениях, в зависимости от общего уровня развития и воспитания, стихийно формируются свои «кодексы чести». Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы [19].
В переходный период происходят кардинальные изменения в мотивационной сфере подростка. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планом будущей жизни. Самоопределение основывается на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии [16].
Интересные материалы:
Актуальные проблемы специальной психологии
1. К основным проблемам современной специальной психологии можно отнести продолжающийся рост числа аномальных детей, с изменением структуры отклонений: снижается количество слепых и глухих детей, но непрерывно растет количество интеллекту ...
Особенности развития памяти детей дошкольного возраста
Вопрос о развитии памяти породил в психологии большие споры. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классич ...
Понятие общения
При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности.
Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной стру ...