Психотерапевтическая форма компенсации морального вреда
В арсенале психотерапевтических средств христианской религии есть и интересные психотерапевтические техники. Так, для формирования у себя указанных личностных качеств, Святой Димитрий Ростовский рекомендует: «Смотреть на цветы полевые», поскольку Господь велит, «чтобы мы познавали суету и скоротечность нашей жизни».
Нужно отметить, что положения христианского учения не такие догматичные, как принято считать. Они отражают сложность изменяющейся человеческой жизни, человеческих отношений. Так, говоря о необходимости кроткого поведения, в то же время отмечаются ситуации, когда можно проявить эмоциональность: «Если кто гневается справедливо, для вразумления и по духовной ревности, тот не будет осужден», – говорит Блаж. Феофилакт Бом.
Далее можно выделить такую психотерапевтическую установку, которая призывает относиться к переживаемому несчастью не как к самому важному событию в жизни. Иначе это порождает уныние: в сознании фиксируется генеральная установка, вызванная страхом, обидой, сложными аффективными переживаниями, которая окрашивает все происходящее в жизни данного человека в темные тона. События оцениваются с точки зрения негативного факта, породившего болезненную установку. Христианское учение в этом случае рекомендует не поддаваться унынию, которое понимает как «чрезмерную скорбь об утратах и неудачах житейских, скорбь до отчаяния», советует переключаться на более важное. Метод переключения – один из психотерапевтических приемов с успехом используемый в христианстве, так как вековая традиция веры в высшую справедливость помогает ему быть более действенным.
Одной из сильных формул христианского учения, помогающих человеку выйти из кризиса, преодолеть последствия причиненной моральной травмы, является положение, согласно которому надо относиться к несчастью как к благу: а) «Участь всех, хотящих спастись – страдать. Поэтому, аще страдаем – да радуемся, ибо соделываем спасение наше»; б) «Бывают случаи в жизни, когда злословие и ненависть со стороны врагов Христовых является лучшей похвалой для рабов Божиих»; в) «Неприятности должно понимать как драгоценное врачевство против тщеславия и высокомудрия». Прием изменения знака отношения к происходящему на противоположный позволяет сменить эмоциональный фон с отрицательного на положительный и тем самым найти в себе силы преодолеть страдание и жить дальше, не мучаясь, так как негативное событие перестает быть источником отрицательных эмоций.
Довольно распространенным приемом психотерапевтического плана в христианстве является прием уменьшения собственного страдания путем сопоставления его со страданиями других. Он психологически разрешает ситуацию, когда человек оказывается в меньшинстве, и представители этого меньшинства в чем-то ущербнее, чем большинство. Человек ощущает себя не таким как все и это его угнетает. Христианское утешение здесь в том, что показывается: в меньшинстве быть почетно, так как среди его членов – достойные представители: а) «В болезни нужно находить утешение в чтении Священного писания и Житий Святых»;
б) «Когда тебя обидят, вспомни о том, как Спасителя обижали и даже до смерти замучили, и вися на кресте Он говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают».
Всегда легче переносить страдания корпоративно с теми, кто может понять твои страдания, так как сам испытал подобное. Еще большее облегчение приносит то обстоятельство, что это – уважаемые представители рода человеческого.
Более общей по отношению к другим психотерапевтическим установкам является та, которая в принципе при возможных и имеющихся у человека проблемах направляет его к христианскому учению в поисках утешения. Система христианских положений здесь выступает иной, альтернативной точкой зрения по отношению к той, которая вызвала нравственные страдания. Морально-нравственные страдания порождаются из-за несоответствия человека принятым общественным стандартам. Христианское утешение выступает своеобразным замещением, дающим другую систему норм и оценок.
Так, если общество осуждает незаконнорожденного за факт юридического способа его происхождения, то он находит поддержку в религии, где его принимают и считают достойным человеком: «Происхождение от законных или незаконных родителей в Церкви православной не имеет никакого значения, так как каждая личность оценивается здесь исключительно по ее нравственному достоинству».
В рамках христианского учения мы находим не только меры, способствующие преодолению негативных последствий, но и превентивные меры, позволяющие избежать неблагоприятных воздействий вообще или снизить силу их влияния: «Благоразумие требует, чтобы мы прежде обдумывали, с кем нам говорить и не причинит ли нам и другим вреда то, что мы хотим сказать».
Таким образом, на примере положений христианской религии нами было показано, что психотерапевтическая помощь потерпевшему при причинении ему морального вреда является в некоторых случаях более естественной и эффективной.
Интересные материалы:
Виды общения
В зависимости от ситуации, контекста, отношения к партнеру психологи выделяют три вида общения: нерефлексивное; рефлексивное; установка.
В процессе общения важна демонстрация Вашей заинтересованности. Простым методом ее поддержания являе ...
Понятие общения
При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности.
Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной стру ...
От клетки к организму
До сих пор мы рассматривали жизнь как активный процесс, то есть как специфическое активное взаимодействие между живыми, органическими телами и их неорганической или, точнее, внеорганической природой. При этом мы исходили из представления ...