Правовая и психологическая оценка высказываний
В указанной работе представляется важным положение о концептуальных фреймах. Их роль в общении, заключается в том, что они определенным образом организуют наше поведение и позволяют правильно интерпретировать поведение других людей, то есть конвенциональные фреймы имеют относительно постоянный смысл для субъектов общения, независимо от контекста. Другими словами, есть какая-то смысловая константа, которая присутствует в словесной форме высказывания, и слово независимо от контекста имеет самостоятельное значение и довольно однозначно интерпретируется человеком. Таким образом, прежде чем рассматривать высказывание в рамках контекста, должен быть анализ содержания конкретных словесных форм с точки зрения наличия в них концептуальных фреймов.
Своеобразным доказательством приоритета словесных констант в восприятии ситуации является эффект от представления японского театра «Но». В театре «Но» актеры выступают в масках, которые не меняются на протяжении спектакля, но несмотря на это впечатления от действий и реплик актеров создают эффект изменения мимики героев, хотя маска неподвижна. Зрители «как бы видят», что герой «хмурится», «впадает в задумчивость». Роль женщин в этом театре исполняют мужчины. При этом они не надевают масок и выступают в обычном мужском костюме, но тем не менее зрители воспринимают актеров как соответствующих женских персонажей. Существенные контекстные элементы (мимика, одежда, пол актера) в данном случае дают неверную подсказку, но зритель ориентируется на речевое высказывание, подкрепленное незначительным действием, что является настолько значимым, что даже создает иллюзию восприятия масок как естественной мимики, в мужчине-актере видятся женские образы и т.д.
Однако в театре «Но» интерпретации содержания помогают присутствующие в речи паралингвистические компоненты: интонации, смысловые ударения и др. Далее рассмотрим варианты, где паралингвистические составляющие вступают как бы в конкуренцию с содержанием словесных форм сообщения.
В качестве экспериментального доказательства значения словесных форм высказывания в рамках общего контекста сообщения рассмотрим две ситуации: 1 ситуация – контекст сообщения резко негативный по отношению к личности, но словесная форма изящная и деликатная. Само высказывание при этом содержит элементы травестии. Согласно энциклопедическому словарю, травестия – это изображение низких предметов высоким стилем. В рассматриваемом случае это делается с целью унизить человека. 2 ситуация – контекст сообщения положительный по отношению к личности, к которой оно обращено, но словесная форма выбрана грубая, с элементами бурлеска.
Иллюстрацией первой ситуации может быть, например, высказывание типа: «Тоже мне принцесса нашлась» или «Ты, красотка, иди отсюда». Приведем также аналогичный пример из «Елецкой газеты». В статье «Мост в прошлое» автор называет преподавателя Елецкого университета «супер-краеведом», а другого доцента «его превосходительством», при этом тон и содержание статьи резко негативны по отношению к исследованиям данных персоналий. Некоторые «оскорбления» такого рода воспринимаются как комплимент и, конечно, причиняют меньше нравственных страданий (ведь назвали принцессой, красоткой, супер-краеведом и т.п., то есть использовали социально престижные формы названий, чем если бы были выбраны неприятные словесные формы. По моему мнению, заявление иска о компенсации морального вреда в такого рода ситуациях будет в большинстве случаев неуместно, так как нравственные страдания здесь минимальны или совсем отсутствуют, так как иногда в значительной мере компенсируются формой словесного выражения.
Интересные материалы:
Восприятие освещения в пространстве
Свет оказывает эмоциональное воздействие на человека через освещенность пространства помещения и выявление пластики "формы-оболочки". Естественная смена освещенности и цветности в природной среде создала ряд устойчивых ассоциати ...
Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых барьеров общения
Исследователи указывают – поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующи ...
Средства развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста
Развитие словесной памяти у детей
начинается обычно с 5—7 лет, иногда еще позднее — только с 9—13 лет (данные С.Рубинштейна и Комм). В младшем школьном возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения ...