Проблемы профориентации молодежи в современной государственной политике
Для правильного выбора профессии необходима государственная система профессиональной ориентации молодежи. В данном контексте, профориентацию можно рассматривать как комплекс мероприятий различных государственных и общественных организаций, направленных на формирование устойчивых потребностей к тем или иным профессиям или их группе и желания трудиться по ним[38].
Абсолютное большинство авторов, занимающихся профориентацией молодежи, сходятся во мнении, что в современной России нет единой государственной системы профориентации молодежи. Н.Н. Лукин связывает это с переходом к рыночной экономике и политикой невмешательства в сферу экономической деятельности. Службы занятости занимаются профориентацией безработных, а школьники, как правило, предоставлены в выборе профессии сами себе. Профориентацией молодого человека, заканчивающего школу, как правило, занимаются отдельные энтузиасты (например, учителя психологии в школе, социальные педагоги и т.д.).
Для подготовки высококвалифицированных специалистов профессиональная ориентация необходима. В этом процессе должно участвовать не только государство, но и рыночные структуры, что поможет вывести профессиональную ориентацию на соответствующий уровень для развития экономики страны.
Чтобы профессиональная ориентация существовала как единый механизм, необходима достаточно хорошо подготовленная нормативно-правовая база. В России такая база отсутствует. Кроме того, государство играет слишком малую роль в управлении и планировании трудовых ресурсов. Вопросу профессиональной ориентации молодежи незаслуженно уделяется слишком мало внимания, так, только в 1980-х годах ошибки граждан в выборе профессии ежегодно «стоили» государству более 11 млрд. рублей[39].
Основными регуляторами правовых отношений в области профессиональной ориентации являются такие нормативны акты:
- Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005–2007 годы от 29.01.2005 года, в котором для развития рынка труда и содействия занятости населения предлагается создать систему профессиональной ориентации обучающихся в образовательных учреждениях общего образования с целью повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда[40];
- ФЗ «О занятости населения в РФ» закрепляет право на бесплатную профориентацию через службу занятости как одно из основных прав граждан в области содействия трудовой занятости;
- Постановление Министерства труда РФ от 29.08.1995 года «Об утверждении основных направлений развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения»;
- Постановление Министерства труда РФ от 27.09.1996 года «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ», в котором дано понятие профориентации, названы ее цели, задачи, направления и методы, названы органы, занимающиеся профориентацией, определена их компетенция, приведен минимум бесплатных профориентационных услуг и т.д.;
- Конвенция МОТ «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» 1975 года, согласно которой государства обязаны сделать более широкую профориентацию доступной детям, молодежи и взрослым, включая лиц с физическими и умственными недостатками;
- Рекомендации МОТ «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» 1975 года.
В принципе, нормативно-правовая база профессиональной ориентации по объему не так и мала, дело стоит только за ее выполнением. В законе о занятости право на профессиональную ориентацию дается всем гражданам на бесплатной основе в органах службы занятости, но такую услугу предоставляют и другие органы и организации, в том числе государственные и муниципальные, но в законе это не отражено. Кроме того, список предоставляемых профориентационных услуг в Положении 1996 года значительно заужен, потому что распространен только на определенные категории граждан, кроме профинформирования. Такие несоответствия не приносят пользы функционированию профриентационной системе. Вряд ли целесообразно, не столько в плане соблюдения всех прав и свобод граждан, сколько для настоящего и будущего России, лишать права на бесплатную профориентацию в полном объеме все категории населения во всех государственных органах и организациях, оказывающих профориентационные услуги.[41] Так же, наблюдается недоработанность нормативных актов в этой области. Например, согласно Положению, органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать дополнительный перечень профориентационных услуг.
Еще одной проблемной стороной в этом вопросе является то, что система профориентации в нашей стране возникает из разрозненных профориентационных мероприятий и искусственно возрастающего числа служб, предоставляющих профориентационные услуги, что приводит к снижению качества их работы.
Интересные материалы:
Психологические особенности
Психология семьи -
относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультировани ...
Функции, структура и динамика семьи
Отечественная социальная психология рассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой ...
Развитие представлений о понятии «идентичность»
Проблематика идентичности находиться на стыке интересов социологии, истории, культурологи, когнитивной психологии, психологии личности и социальной психологии. Проблема идентификации "Я" решалась в западной психологии А. Адлером ...