Индивидуальность человека как объект научного исследования в психологии
Согласно С.Л. Рубинштейну, основателю субъектно-деятельностного подхода, индивидуальность – это совокупность психических свойств, через которые преломляются все внешние воздействия. Под совокупностью внутренних условий он понимал совокупность приспособительных свойств, к которым относил:
■ свойства высшей нервной деятельности;
■ установки личности;
■ системы мотивов и задач, которые ставит себе человек;
■ свойства характера, которые обусловлены поступками человека;
■ способности.
«Все психические процессы протекают в личности. Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия, памяти, внимания и т.д.» (С.Л. Рубинштейн, 2000, с. 511).
С.Л. Рубинштейн предложил рассматривать индивидуальность комплексно, во взаимодействии психических свойств и процессов.
Дальнейшее развитие взгляды С.Л. Рубинштейна получили в работах Б.Г. Ананьева, который предложил рассматривать индивидуальность как открытую и закрытую систему. «Если личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта деятельности» (Б.Г. Ананьев, 1968, с. 329).
Комплексный подход был разработан Б.Г. Ананьевым в 1968 году. По его мнению, индивидуальность имеет сложную структуру (она многоступенчатая, многоуровневая):
I уровень – уровень индивида, который включает:
■ пол, возраст, конституцию, нейродинамические свойства;
■ психофизиологические свойства и органические потребности;
■ задатки и темперамент.
II уровень – уровень субъекта деятельности, включающий:
■ когнитивные характеристики, коммуникативные свойства, трудоспособность как особенность деятельности;
■ способности.
III – личностный уровень, включающий:
■ статус, социальную роль, структуру ценностей;
■ мотивацию поведения;
■ характер и склонности.
Б.Г. Ананьев признавал между разноуровневыми характеристиками индивидуальности одно- и многозначный тип зависимости.
А.Н. Леонтьев считал, что индивид (организм) – это генотипическое образование, продукт филогенетического и онтогенетического развития, наличная биологическая организация человека. Личность же, а тем более индивидуальность, – это, по А.Н. Леонтьеву, специально человеческое образование, порожденное исключительно общественными отношениями. Так, он писал, что «особенности высшей нервной деятельности индивида не становятся особенностями его личности и не определяют ее». И далее: «…они выступают лишь как предпосылки ее развития, которые тотчас перестают быть тем, чем они были виртуально» в себе», как только индивид начинает действовать» (В.М. Русалов, 1991, с. 6).
Согласно В.С. Мерлину, создателю теории интегральной индивидуальности, понятия «индивид» (организм) и «личность» включаются, встраиваются в более общее интегральное понятие «индивидуальность» в определенной последовательности. Индивидуальность, по Мерлину, – это иерархически упорядоченная система свойств всех ступеней развития материи – от физических, биохимических, физиологических, нейродинамических (свойств организма), психодинамических (свойств индивида), личностных свойств и т.д. вплоть до групповых и общественно-исторических.
В настоящее время существует несколько центров по изучению индивидуальности в России.
В центре научного поиска пятигорской психологической школы, под руководством В.В. Белоуса, ведется изучение полиморфной индивидуальности, представляющей собой сложнейшее объединение и взаимодействие проблемы теории интегральной индивидуальности, интегративной психологии развития и психологии индивидуальности. В настоящее время наиболее интенсивно развивается учение об интегральной индивидуальности, являющееся одним из важнейших механизмов интеграции наук о человеке и основой, костяком в постановке и решении сложных и оригинальных проблем современного человекознания (В.В. Белоус, 2000).
Интересные материалы:
Воображение и талантливость
Воображение — это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личност ...
Волевые усилия и готовность спортсменов к их проявлению
Само представление о силе, по мнению Ф.Энгельса, возникает у человека потому, что он обладает средствами, необходимыми для выполнения движения. “Средства эти могут, в известных пределах, быть приведены в действие нашей волей…”. [13].
Пре ...
Психологическое соотношение Востока и Запада по К.Г. Юнгу с элементами
исторических хроник
В настоящее время стало модно интересоваться тем, что покрыто тайной, где тонкая связь различных понятий была закрыта для европейцев. Многое, конечно, ещё скрыто от чужого взора, и это, конечно, правильно. Но что касается боевых искусств, ...