Заключение
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Основным «стержнем» в обучающем курсе детей – дошкольников является овладение ими навыками в чтении, счете, изобразительной деятельности и пр. «Сказочным» в этом случае должен быть способ подачи материала, в процессе которого происходит развитие психофизиологических функций организма ребенка - органов чувств, памяти, внимания, мышления, коммуникативных способностей; совершенствование его адаптивных умений, навыков.
Путешествуя по сказке и переживая различные приключения, ребенок «по правде» знакомится с социальной ситуацией, требующей от него определенных решений, поступков в соответствии с законами, нормами и правилами поведения сказочных героев. Осознание ребенком ответственности за свои поступки вытекает непосредственно из сказочной ситуации и является более доходчивым, нежели требования взрослого.
Поэтому задачей педагога является создание особой атмосферы - сказочного контекста, где все происходит «по правде» и позволяет успешно осуществлять развивающее - коррекционную работу, направленную на проработку определенных детских проблем: деструктивных форм поведения, страхов, социальной неуверенности, детского аутизма. Она требует соответствующей подготовки педагога, особенно умения педагогического наблюдения за ребенком, а также способности объединять различные формы и приемы развития и обучения, сводя их в единую «сказочную» форму.
Выдающийся психоаналитик, детский психолог Б. Бетельхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Его книга объясняет, почему сказки оказывают такое большое и положительное влияние на развитие ребенка. Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении. Он считал, что причина этих нарушений - потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас то в будущем. Чтобы обрести это чувство, нужна помощь взрослого. Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, которым дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества[9].
Педагогу нужно задать себе вопрос: каким должно быть литературное произведение, способное помочь ребенку найти смысл в его жизни. Ответ будет простым: это такое произведение, которое должно завладеть внимание ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания, и эмоции. Словом, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка и должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем. Всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка.
[1] Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – С. 92.
[2] Пазухина, И.А. Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста / И.А. Пазухина// Дошкольная педагогика. - 2004. - № 3. - С. 37.
[3] Пазухина, И. А. Ступеньки к самопознанию / И.А. Пазухина // Дошкольная педагогика. - 2002. - № 3 - С. 35.
[4] Тихомирова, И. И. Мышление как основа вдумчивого чтения / И.И. Тихомирвоа // Школьная библиотека. - 2004. - № 8. - С.46
[5] Зинурова, Р.Р. Развитие диалектического мышления дошкольников посредством «диалектических наглядных схем» на основе мифов и сказок / Р.Р. Зинурова // Мир психологии. – 2003. - № 3. – С. 179.
[6] Алексеенкова, Е.Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции / Е.Г. Алексеенкова, В.Н. Андреева // Вопросы психологии. -2006. - № 6. – С. 41.
[7] Эткинд, А.М. Разработка медико – психологических методов исследования эмоциональных компонентов отношений личности и их применение в изучении неврозов и аффективных расстройств / А.М. Эткинд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 87.
Интересные материалы:
Консультативно-рекомендательная работа
Данная форма работы специалистов включает первичное психолого-педагогическое обследование, консультативные посещения, повторные психолого-педагогические обследования.
На первичном психолого-педагогическом обследовании с участием дефектол ...
Начало развития античной психологической мысли
Психологические идеи античности уходят своими корнями в мифологию общинно-родовой формации. Ее сменой обусловлено появление тысячелетней культуры, оказавшей огромное влияние на развитие практически всех областей знаний нашей цивилизации. ...
Кросс-культурные особенности делового общения
Зная общие принципы подготовки, организации и проведения переговоров, подведение их итогов и закрепление последних в определенных документах, необходимо также иметь в виду, что у представителей различных стран сложились свои особенности и ...