Содержание и структура восприятия музыкального произведения

Информация » Восприятие музыкального произведения в процессе выстраивания личностного значения символов » Содержание и структура восприятия музыкального произведения

Страница 10

Однако в музыкальном произведении содержание воплощено в очень обобщенной форме, кроме того оно вариантно функционирует в рамках множественных исполнительских трактовок, каждая из которых обладает значительной степенью самостоятельности. Всё это создаёт трудности адекватного восприятия музыки, даже если предметом оценки оказывается лишь само произведение, безотносительно к композиторскому замыслу, воплощенному в названии или программе.

Почти все исследователи проблемы музыкального восприятия считают эмоциональную сторону постижения содержания музыки главенствующей [5, 1, 26, 29,47,48]. Однако многие из них не только не выявили значительные различия в трактовках слушателями образного содержания музыки, но и не считали возможным адекватное её восприятие. Музыка, по их мнению, ничего не содержит, кроме движущихся звуковых форм.

На адекватность эмоционального переживания музыки указывали Беляева – Экземплярская С.Н.[5], Костюк А.Г.[19], Остроменский В.Д.[36], Тарасов Г.С. [47], Теплов Б.М.[49].

Споры о природе и сущности музыки продолжаются [52]: представители реакционных концепций отрицают гносеологические возможности музыки, называя её "звуковым пейзажем или "дизайном в звуковом пространстве". Раскрытие в психологии гносеологической специфики эмоций как формы отражения действительности позволило на современном научном уровне понять сущность музыки, правильно понять эмоциональную природу её языка [23, 35, 32, 46 и др.].

Таким образом, структура восприятия музыкального произведения, включающая эмоциональное переживание, как основу, временное восприятие, связь музыкальных и речевых интонаций, пространственно-исторические компоненты, жизненный опыт и адекватность восприятия имеет личностную направленность и создает в сознании воспринимающего человека целостный смысловой образ данного произведения, и на этой основе впечатления, а также музыкального предпочтения.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 

Интересные материалы:

Причины и значения конструктивных конфликтов
Обычно это недостатки в организации производства и управления. Перечислим те из них, которые наиболее часто приводят к конфликтам: -недовольство оплатой труда; -неблагоприятные условия труда (например, отсутствие вентиляции, загазованн ...

Распространение восточных боевых искусств во всём мире, краткое пояснение о развитии, культуре и философии айкидо
С каждым годом у традиционных систем физического и духовного самосовершенствования появляется всё больше поклонников. Открываются всё новые школы, клубы, ассоциации йоги, цигун и ушу. Издаются специальные книги, брошюры, журналы, китайски ...

Основные подходы в отечественной и зарубежной психологии к проблеме изучения коммуникативных навыков
Коммуникативные навыки и общение как таковое – многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. И в этом смысле относится к явлениям материальным. Но в ходе общения его участники об ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru