Развитие руководителя через своих подчиненных
Каждый руководитель является по совместительству преподавателем, который постоянно развивает людей. Исходным материалом для обучения становятся текущие производственные вопросы. «Никто не ожидает обнаружить у менеджеров навыки профессиональных преподавателей, но зато они обладают одним уникальным преимуществом в обучении: все, что происходит на работе, реально. Подлинное развитие должно находить отражение в росте каждодневной производительности. И старший по должности из присутствующих может внести очень важный вклад в это»[6].
Руководитель должен создать благоприятную среду для личного роста, уметь оценить индивидуальные потребности, уметь консультировать и извлекать уроки из опыта работы.
Правильная обстановка создается частично поведением самого руководителя. Работники внимательно наблюдают за ним и пытаются определить, что именно он поощряет и ценит, а что наоборот отвергает и за что наказывает. У руководителей есть свое мнение по большинству вопросов деловой жизни, и подчиненные тщательно учитывают их взгляды.
Хорошие менеджеры глубоко воздействуют на высвобождение и направление человеческой энергии. В их обязанности входит также уяснение возможностей каждого отдельного работника и поиск подходящих средств для их раскрытия.
Для этого руководитель должен учитывать темперамент человека, т. к. «он является малоизменяемой в процессе жизни характеристикой нервной системы, соотношение процессов возбуждения и торможения. Это соотношение порождает три основных свойства нервной системы – силу, уравновешенность, подвижность»[7].
Для того чтобы познать индивидуальные особенности человека, важно правильно изучать все его психологические характеристики.
Изучение должно основываться на определенной программе. Программа изучения индивидуальных особенностей сотрудника – это обоснованное предположение о том, какие личностные особенности подчиненного больше всего интересуют руководителя и в связи с чем, а также по каким признакам и как их можно достоверно определить.
Психологически оправданная программа изучения личностных особенностей заключается в последовательном обосновании ее основных элементов:
1. Уяснение проблемы, выбор объекта, предмета изучения.
2. Определение цели и задачи изучения.
3. Системный или системно-функциональный анализ предмета изучения.
4. Построение методики изучения индивидуальных способностей.
5. Выдвижение и проверка гипотез.
В каждой конкретной методике используются определенные методы.
Психодиагностика для управленческого руководителя в его практической деятельности имеет очень важное значение.
Достигнутый уровень различия человека воплощается в характере, который формируется и проявляется в процессе деятельности. Руководитель должен изучить характер каждого подчиненного – это значит, что он изучает типичные способы поведения человека в разных ситуациях. Дать характеристику – значит проанализировать способы его поведения в четырех основных сферах отношений:
• по отношению человека к событиям можно выделить черты характера: оптимист (пессимист), убежденный (сомневающийся), принципиальный, гуманист;
• по отношению к другим людям: общительный (замкнутый), правдивый (лживый), тактичный (грубый);
• по отношению к деятельности: ответственный (недобросовестный), бережливый, аккуратный;
• по отношению к себе: скромный, самокритичный и т. д.
Зная черты характера сотрудника, руководитель может прогнозировать его поведение в различных ситуациях.
Необходимо отметить, что отчужденность между руководителем и подчиненными порождает служебную пассивность.
Интересные материалы:
Вывод
фрустрация психология эмоция
Самое эффективное средство против фрустрации - оптимизм.
«Оптимист-это тот кто, падая в грязь уверен, что она лечебная».
Анализируя результаты экспериментов, пришли к выводу, что прямым следствием фрустраци ...
Особенности восприятия текстового сообщения
Восприятию текстового сообщения посвящено много исследований. Остановимся только на самых общих представлениях об этом процессе.
Неосознаваемость.
Получаемые ощущения и результаты не различаются сознанием как два отдельных по времени мо ...
Удовольствие - радость
Улыбка и смех как признаки удовольствия и радости обнаруживаются уже у новорожденного ребенка и сохраняются относительно неизменными на протяжении всей жизни человека. Человек научается улыбаться по самым разным поводам и самым разным обр ...