Эффективный руководитель
Все мы работаем, и нам не безразлично, кто нами руководит. В этом разделе речь пойдет не просто о руководителе вообще, а именно об эффективном руководителе.
Любая организация, предприятие может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная. Соответственно двум этим организационным структурам присущи типы отношений людей: формальных и неформальных.
Отношения первого типа – должностные, функциональные; отношения второго типа – психологические, эмоциональные.
Руководство – это феномен, имеющий место в системе формальных отношений. Руководитель назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как производственных, так и негативных). Роль руководителя заранее определена, оговорен круг функций. Социальное влияние в группе реализуется по официальным каналам, присущ момент известной субординации отношений. Руководство является средством координации, организации отношений членов коллектива.
Отношения второго типа – неформальные (психологические, эмоциональные). Во главе этих отношений в коллективе выдвигается лидер, как бы «один из нас». И не случайно, что лидерство способно переходить в руководство, руководитель становится лидером. Примеров такого рода трансформаций в прошлом и настоящем очень много.
Выбор критериев, позволяющих оценить деятельность «эффективного руководителя», не прост. В самом общем виде все возможные критерии эффективности подразделяются на два класса: психологические и непсихологические.
Руководитель считается эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по перечисленным психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности.
Применительно к личности руководителя можно воспользоваться классификацией, предложенной американским психологом М. Шоу (1971). Следуя логике его рассуждений, личность руководителя можно «разложить» на три класса составляющих:
1. Биографические характеристики.
2. Способности.
3. Черты личности[2].
Л. Якокка писал: «Если человек в возрасте 65 лет все еще может трудиться и хорошо справляется со своими обязанностями, почему он должен уходить в отставку? Вышедший в отставку менеджер долго работал в фирме и все о ней знает. За много лет он немало постиг… Если человек физически здоров и горит желанием делать свое дело, почему бы не использовать его опыт и знания?»[3]. Но история развития предпринимательства показывает, что у истоков создания крупнейших промышленных гигантов современности нередко стояли очень молодые люди – А. Морите, А. Хаммер. Поэтому возраст руководителя не имеет значения.
Другая характеристика личности руководителя – пол. Не вызывает удивления послужной список женщины-современницы: директор, начальник, дипломат и т. д.
Тем не менее, традиционно исследования в области психологии управления ориентированы на мужчину-руководителя, т. к. во все времена (кроме далекого матриархата) мужчины явно доминировали среди руководителей как на государственной службе, так и в бизнесе. Однозначной оценки на данную проблему в психологии менеджмента нет.
Пока что трудно сказать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина.
В отличие от возраста и пола социально-экономический статус и образование для занятия руководящей деятельностью чрезвычайно важны. Обстоятельство, что образовательный уровень играет важную роль в карьере руководителя, подчеркивают многие авторы (Л. Якокка, Р. Макнамара, А. Морита). В настоящее время в нашей стране многие руководители имеют дипломы по двум специальностям (инженерные, экономические и социальные науки), подчеркивается знание иностранного языка.
К объективным факторам эффективного руководства относится статус в обществе. Исследования однозначно подтверждают прямую зависимость занятия руководящих должностей от социального происхождения и статуса человека. Ф.Е. Фидлер: «Лучший способ стать президентом компании – родиться в семье, которая владеет компанией»[4]. История знает немало и обратных примеров. Так что путь «наверх» в руководстве никому не заказан.
Интересные материалы:
Теоретические аспекты изучения особенностей восприятия сказки дошкольниками
Главная ценность дошкольного возраста - высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы говорим о возможности и необходим ...
Теория личности и другие психологические теории
Наше обсуждение привело нас к заключению, что теория личности должна содержать ряд допущений относительно человеческого поведения вместе с правилами, по которым эти допущения связываются с определениями, что позволяет осуществлять их взаи ...
Профессиональная идентичность и ее место в структуре социальной
идентичности
В современной психологической литературе мы обнаружили разнообразие точек зрения относительно того, что подразумевается под видами идентичности, и какие критерии могут быть положены в основу их классификации.
Как известно, понятие вида о ...