Психодиагностика семейных отношений
2. Поведение членов семьи, направленное на обмен информацией, должно вызывать к себе внимательное отношение. Человек всегда должен получать на свое коммуникативное поведение ответ. При этом нежелательное и/или нетипичное поведение кого-либо из членов семьи следует рассматривать как коммуникативное поведение.
3. Сообщения, которые содержат в себе противоречивую информацию, должны отслеживаться и анализироваться.
4. Сообщения, посылаемые и воспринимаемые на невербальном уровне по умолчанию, в случае конфликтов должны анализироваться на вербальном (словесном) уровне.
5. Темы, обсуждаемые в семье, должны способствовать адаптации семьи в окружающем социальном контексте и повышению качества жизни в семье.
6. Темы должны доводиться до своего логического конца - решений, а не сменяться новыми темами.
Правила относительно эмоций, преобладающих в семье [Калинина Р. Р., 2008, С. 55]:
1. Оценка будущего должна быть оптимистичной в противовес пессимистичной.
2. Мир должен рассматриваться как источник приятных эмоций, жизнь - как зона свободы возможностей.
3. В семье должно быть меньше взаимодействий, связанных с агрессией, враждебностью, борьбой за власть, и больше взаимодействий, связанных с любовью, заботой, поддержкой друг друга.
3. Позитивное отношение членов семьи к жизни проявляется и в позитивном отношении к другим людям. Члены семьи радуются сами себе, друг другу, проявляют открытость и дружелюбие к окружающим. Они побуждают окружающих испытывать в ответ на свое поведение теплые и дружеские чувства.
Относительно сфер внутрисемейной деятельности можно выделить следующие правила [Калинина Р. Р., 2008, С. 82]:
1. В сфере супружеских отношений супруги должны выработать два рода правил: правила, регулирующие отношения супругов таким образом, чтобы потребности супругов максимально удовлетворялись; конструктивные правила ведения переговоров в случае разногласий или необходимости установления новых правил.
2. В сфере родительско-детских отношений супруги (родители) должны выработать: цели воспитательного процесса и правила, по которым дети будут воспитываться, в дальнейшем - соблюдать и совершенствовать эти правила. Правила должны быть ориентированы на цели воспитательного процесса, которые могут быть разными, но в них обязательно должен присутствовать следующий компонент: по достижении возрастной зрелости дети должны быть готовы начать эффективно функционировать в мире самостоятельно, автономно, независимо от родителей.
3. Супружеские конфликты и разногласия не должны негативно отражаться на деятельности супругов по воспитанию детей.
4. Организуя воспитательный процесс, родители должны выделить сферу, в рамках которой ребенок будет учиться эффективному функционированию в мире на опыте самостоятельного поведения и непосредственного участия. Это предполагает умение занимать себя в самостоятельной игровой и/или учебной деятельности, общение со сверстниками, братьями и сестрами. Вмешательство родителей в эту сферу допустимо, если: ребенок сам просит помощи и/или его поведение наносит существенный ущерб ему самому или окружающим. Родители должны организовывать ближайшее социальное окружение ребенка и деятельность детей внутри этого окружения таким образом, чтобы на опыте непосредственного участия дети учились полезному.
5. Родители супругов по отношению к процессам, происходящим в семье, должны выступать как отдельная сфера, в рамках которой могут вырабатываться стратегия и тактика помощи молодой семье, но при этом самостоятельная активность супругов не должна подавляться; они не должны утрачивать ответственности, власти (контроля над семейной ситуацией), терять авторитет в глазах своих детей.
Сферы внутрисемейной деятельности должны быть разграничены в целях эффективного осуществления уникальной деятельности внутри каждой из выделенных сфер, однако информация, способствующая личностному росту и адаптации членов семьи в семье и более широком сообществе, должна проникать из одной сферы в другую.
Интересные материалы:
Что происходит во время анализа и кто должен подвергаться
психоанализу
Во время анализа пациент склонен постепенно нагружать образ аналитика всей энергией неудовлетворенный желаний Ид, накопившейся у него с младенческих лет. Когда эта энергия сосредотачивается на одном образе, ее можно изучить и перераспреде ...
Информационные технологии как коммуникационный инструмент
В следующей части работы кратко остановимся на проблемах использования компьютера и информационных технологий в целом в качестве коммуникативного инструмента. В последнее время Интернет, единственная система, на которую не распространяетс ...
Особенности эмоционального поведения дошкольника
Эмоциональное поведение – это совокупность устойчивых характеристик эмоций (реакций и состояний), которыми ребенок чаще всего отвечает на внешние и внутренние значимые для него воздействия в соответствии со своей природой, состоянием здор ...