Определение и сущность понятия «временная перспектива» личности
1. Сравнение разных возрастных групп (75 человек - дети в возрасте 10-13 лет, 78 - студенты, 76 - профессионалы в возрасте 30-45 лет и 80 - пенсионеры) показало, что у 80% детей и 65% пенсионеров временная перспектива блокирована, представления о будущем неопределенны. У 75% студентов жизненные перспективы когнитивно структурированы, определенны, как и у 52% профессионалов.
2. Временные перспективы у профессионалов, рассмотренные в соответствии с критериями оптимизма-пессимизма, использованными в исследовании Ленца и др., обнаруживают преобладание оптимизма-пессимизма в связи с:
а) уровнем удовлетворенности (устанавливаемого на основе опросника по 5-балльной системе);
б) типом ответственности ( Дементий. Л.И);
в) субъект-объектной идентификацией (Белицкая. Г. Э);
г) тревожностью (по тесту Спилбергера).
Высокий и низкий уровень удовлетворенности тесно связаны с оптимистической или пессимистической перспективой. Средний уровень удовлетворенности не имеет значимых корреляций с оптимизмом—пессимизмом.
Тип личностной ответственности, связанный с осознанием себя в качестве субъекта (выявляемый сочетанием оригинальной методики Дементий. Л И и глубинного интервью), даже при средней удовлетворенности связан в 72% случаев с оптимистической оценкой будущего. Однако 25% респондентов этого типа, обладающих личностной тревожностью, оценивали будущее пессимистически.
Тип с ситуативной ответственностью, связанный с интерпретацией себя как исполнителя, объекта, в 56% случаев расценивал будущее оптимистически. Из интервью очевидно, что оптимизм связан преимущественно с профессиональной уверенностью (идентификацией).
Исследование планирования времени, проведенное В. Ф. Серенковой, соответствовало цели изучить один из аспектов организации времени жизни. Планирование, широко исследованное и за пределами психологии, прежде всего в рамках общей теории управления, как правило, рассматривается как планирование определенных мероприятий, дел, компаний.
Я. Ф. Аскин считает, что определение категорий прошлого, настоящего и будущего отправляется оттого, что эти категории характеризуют последовательность событий таким образом, что прошлое представляет собой то, что было до настоящего, а будущее - то, что возникает после настоящего.
В. И. Ковалев разработал понятие трансспективы как некоей способности соединять настоящее, перспективу (будущее) и ретроспективу (прошлое). Трансспектива есть некоторая конкретизация рубинштейновского представления о сознании как процессе. Основным является то, что, согласно С. Л. Рубинштейну, сознание репрезентирует индивиду в настоящем времени все то, что имело место в любом другом времени и пространстве (в другой культуре, в истории и т. д.) Поэтому Трансспектива это не только движение психики ( Ковалев. В. И), совершающей обзор времени и совпадающей с направленностью объективного времени - движения из прошлого к настоящему и от него к будущему, но движение вспять от будущего к настоящему и прошлому. Трансспектива - это способность сознания соединять в настоящем прошлое и будущее и тем самым суммировать, интегрировать время своей жизни. Говоря иными словами, сознание - высшая способность человека, состоящая в компенсации необратимости времени, в преодолении таким путем однонаправленности и конечности индивидуального времени жизни. Сознание также реализует стремление индивида к вневре-менности, вечности, к переходу к другому масштабу времени - к контексту и масштабу истории и культуры.
Интересные материалы:
Особенности восприятия интерьера
Эстетическое воздействие архитектуры тесно связано с особенностями эмоционального восприятия человеком двух видов форм - объемных в пространстве и пространственных.
Под термином "пространственная форма" следует понимать геометр ...
Понятие психоанализа и его
задачи
Во-первых, психоанализ - метод лечения, и в настоящее время все психоаналитики - врачи. Психоаналитик пытается снять симптом пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных сужд ...
Голос
По человеческому голосу мы не только узнаём и распознаём человека в толпе или на большом расстоянии, когда не можем человека увидеть или разглядеть. Благодаря человеческому голосу в нашем сознании возникает образ конкретного человека или ...