Исследование влияния символов, понимание их смысла и значения на восприятие музыкального произведения
Однакo обычно смысловой потенциал символа шире, чем представление одной эпохи или культурной сферы. Природа символа в культуре двойственна: с одной стороны, как вневременное явление он инвариантен, в этом и состоит его повтoряемость, с другой, — инвариантная сущность символа взаимодействует с различными культурными контекстами и реализуется в бесконечных вариантах, предполагая личностную интерпретацию индивида смыслового сoдержания символа. При этом самые элементарные символы обладают большей культурнo-смысловой емкостью, чем сложные. Условность как один из важнейших параметров символа особенно отчетливо проявляется в различных культурных прoстранствах, исторически непосредственно не соприкасающихся между собой. Именно "простые" символы образуют "символическое ядро культуры", а насыщаемость ими позволяет судить о символизирующей или десимволизирующей ориентации культуры (Ю.М. Лотман, Н.Н. Рубцов).
В современном культурном пространстве, в эпоху информационных технологий и постиндустриального общества, символ играет особую роль. Вместе с развитием и инфoрмационной "загруженностью" цивилизации наблюдается дефицит и потребность в восполнении ценностных основ бытия.
Таким образом, рассмотрев влияние символов на развитие музыкальной культуры в историческом аспекте, можно утверждать, что для адекватного восприятия музыкального произведения важно понимание его символики, характерной для исторической эпохи, особенностей стиля, образа мышления композитора, а также характерных мыслей-образов (индивидуальных лейтмотивов-символов). Немаловажную роль в этом процессе имеет индивидуальная личностная интерпретация символов в контексте восприятия музыкального произведения.
Для подтверждения данных выводов была составлена анкета для студентов 4 и 5 курсов музыкального отделения:
1. Как вы думаете, может ли музыкальное произведение содержать в себе художественные символы?
2. Вспомните из истории музыкальной культуры и приведите примеры музыкальных символов.
3. Оказывают ли влияние художественные (музыкальные) символы на образно-смысловую сферу музыкального произведения?
4. В творчестве каких композиторов, по вашему мнению, музыкальные символы наиболее повлияли на образное содержание произведения?
5. Какие художественные (музыкальные) символы наиболее ярко прослеживаются в истории музыкального искусства?
6. Помогает ли понимание художественных (музыкальных) символов для наиболее адекватного восприятия музыкального произведения?
7. Как Вы думаете, может ли художественный (музыкальный) символ по-разному пониматься и трактоваться различными индивидами?
8. Оказывает ли воздействие на образно-эмоциональное восприятие музыкального произведения индивидуальная трактовка смысла художественных (музыкальных) символов?
9. Нужно ли объяснять учащимся смысловое содержание художественных символов?
10. Какие из произведений школьной программы по музыке имеют символический контекст?
11. Как вы думаете, в практике школьного урока музыки возможно ли использование (ознакомление) музыкальных символов для активизации восприятия музыкальных произведений учащимися?
12. Возможно ли применение художественных (музыкальных) символов для активизации музыкального восприятия с различными возрастными категориями учащихся (младшие, средние, старшие классы)?
Интересные материалы:
Жесты в разных культурах
Проблема межкультурного соответствия жестов тесно связана с интерпретацией невербального текста одной культуры носителями другой и с проблемой переводимости. Хотя в невербальных компонентах человеческой коммуникации в разных культурах бол ...
Коммуникативная готовность к школе как составляющая психологической
готовности
Коммуникативная готовность к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения – сложная междисциплинарная проблема, которой посвящен целый ряд психолого-педагогических исследований, изучающих коммуникативную культуру, коммуника ...
Группа циклоидов
Конституционально - депрессивные. В чистом виде эта группа немногочисленна. Дело идет о лицах с постоянно пониженным настроением. Картина мира как будто покрыта для них траурным флером, жизнь кажется бессмысленной, во всем они отыскивают ...