Теории девиантного поведения
Относительно причин возникновения девиантного поведения существует три вида теорий. В основе каждой из них лежат определенные теоретические концепции о сущности природы девиации.
К первому относят теории физических типов (Ч. Ломброзо, В. Шелдон, Э. Кретчмер). Их общая предпосылка: люди, имеющие определенный тип физической конституции, имеют склонность к антисоциальным поступкам. Однако как показывает история, данная закономерность не является стопроцентной, и в криминальной практике найдется много примеров, когда ужасающие преступления совершали люди с ангельской внешностью.
Второй вид: психоаналитические теории. В их основе работы З. Фрейда. Основная идея - возникновение девиаций является результатом нарушением защитного механизма между бессознательным и сознанием. Нарушение защиты обусловлено внутриличностными конфликтами, происходящими в сознании индивида между Я и бессознательным или между сверх- Я и бессознательным.
См. Фрейд З. психология бессознательного/ пер. с нем.-М., 1998-С.66
Третий: социологические (или культурологические) теории. Проблемы в адаптации возникают из-за нарушения в процессе социализации индивида (социализация- процесс усвоения индивидов потребностей, мотивов, ценностных ориентации, норм поведения, принятых в обществе, к которому он принадлежит). Если социализация прошла успешно, то нормы общества становятся нормами индивида. Э. Дюркгейм15, состояние отсутствия норм. Суть данного явления заключается в том, что личность не имеет ориентиров в выборе линии нормативного поведения.
Роберт К. Мертон дополнил и несколько изменил концепцию Э. Дюркгейма. Его нововведения выразились в идее, что причиной возникновения девиаций является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Он также разработал типологию поведения личностей по их отношению к целям и средствам:
1) Конформист - принимает цели и средства общества;
2) Новатор - принимает цели общества, но стремится их достигнуть неинституциональными средствами;
3) Ритуалист- абсолютизирует средства, «забывая» при этом цели, для достижения которых собственно всё и начиналось;
4) Изолированный тип- игнорирует как одобряемые обществом цели, так и средства( например, алкоголики, наркоманы, Бомби);
5) Мятежники- стремятся создать новую систему норм и новые средства их достижения;
Аномия (от греч. A-отрицательная приставка +nomos-закон), что буквально означает беззаконие Фролов С. С. Социология : учебник для высших учебных заведений / С. С. Фролов. – М., 2000. – 343 с.
В любой личности в разных пропорциях присутствуют все перечисленные типы. Соответственно принадлежность к какому-либо из них должна осуществляться на основании доминирующей составляющей. Если же рассматривать значимость данных типов для социума, то выделить более важный практически невозможно, поскольку каждый из них играет свою роль. Например, конформисты обеспечивают стабильность общества, мятежники - его развитие.
Причины девиантного поведения социологи ищут в самых разных направлениях:
1) В несовершенстве человеческой природы и различных пороках людей (эгоизм, чрезмерная тяга к удовлетворению своих желаний, стремление выделиться, зависить и т.д.);
2) В их биологических и психологических особенностях ( особые свойства отдельных организмов, генетическая16 предрасположенность некоторых индивидов к девиантности, умственные дефекты, психопатия17 и т.д.);
3) Наконец, в сознательных условиях жизни( воспитание, образование, человеческое окружение, возможности работать, хорошо зарабатывать, культурно отдыхать и т.д.);
Генетический –(от греч. Genos-род, происхождение)-(1) относящийся к генезису, т.е. к происхождению, истории зарождения чего-либо;(2) связанный с генетикой-наукой, изучающей наследственность и изменчивость организмов(ген- материальный носитель наследственности; единица наследственной(генетической)информации)
Интересные материалы:
Становление
личности подростка
Освещая вопросы, касающиеся природы общих и специальных способностей мы, так или иначе, затрагивали тему личности, личностных особенностей. В психологической структуре человека личностные проявления неразрывно связаны с ее интеллектуальны ...
Основные факторы, влияющие на обеспечение адаптации и мероприятия по
выявлению этих факторов
Призыв в ВС, новизна реальностей, для восприятия которых у молодого человека еще не выработана реакция приспособления, изменения привычной и хорошо знакомой деятельности - все это создает поистине экстремальные условия. Поэтому процесс ад ...
Характерные особенности развития и формирования памяти в младшем школьном
возрасте
В современной возрастной психологии, практикой образования принято младший школьный возраст относить к детям - от 6 (7) до 10 лет.
А.А. Смирнов отмечает, что как и все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпевает ...