Взаимосвязь между психически функциональными состояниями и деятельностью
Классификация функциональных состояний. Все частные виды функциональных состояний классифицируются по определенным признакам — по влиянию на показатели деятельности, по механизму формирования реакции, по внешним и внутренним проявлениям и т. д.
Психические состояния можно различать:
- по характеру причин возникновения (личностные и ситуативные);
- по уровню развития: глубокие (страсть) и поверхностные (настроение);
- по направленности реакций: действующие положительно (вдохновение) и отрицательно (апатия);
- по уровню осознанности;
- по длительности проявления и т. д.
Одна из классификаций основана на соотношении функциональных состояний с различными характеристиками деятельности, выполняемой субъектом. Полноценное выполнение трудовых задач предполагает установление функционального состояния, которое обеспечивает эффективную работу человека. Это положение определяет возможность использования классификационного критерия допустимости и недопустимости состояния с точки зрения эффективности и "цены деятельности", — отсюда состояния классифицируются на разрешенные и запрещенные для конкретной работы. В зависимости от характера деятельности и требований к ее результату одно и то же состояние (например, утомление) может быть разрешенным или запрещенным.
В соответствии с механизмами формирования функционального состояния выделяется состояние "адекватной мобилизации" (оптимальное соответствие ответной реакции комплексу воздействующих факторов) и состояние "динамического рассогласования" (отсутствие адекватности ответной реакции задачам и условиям выполняемой деятельности).
Классификация состояний может осуществляться с помощью характеристики содержания и протекания трудового процесса, например состояние монотонии (однообразие деятельности), сенсорного голода (в ситуациях дефицита сенсорной информации), психологического стресса, состояния тревоги и т. д.
Монотония — однообразие деятельности.
Особый класс составляют эмоциональные состояния, отражающие отношение субъекта к ситуации и внутреннюю оценку возможности реализовать свои потребности в определенных условиях деятельности. Эти состояния проявляются в настроении, эмоциях (страх, радость и т. д.), аффектах, влечении, страсти, а также в переживаниях общебиологической направленности (голод, половое влечение, ярость). Вне зависимости от качества и смыслового содержания эмоциональных состояний все они могут быть разделены на две группы: эмоциональное напряжение, обеспечивающее адекватное требованиям трудовой ситуации повышение расходов внутренних ресурсов, и эмоциональная напряженность, приводящая к нарушению выполняемой деятельности.
Ряд неблагоприятных психических состояний связан с существенными изменениями в рабочей активности. Например, состояние "преждевременной психической демобилизации" отражает эмоциональную разрядку, снижение бдительности после выполнения сложной части задания, "дремотное" состояние возникает при ограничении активности, состояние "эйфории" связано с переживанием успеха еще не завершенной деятельности, состояние "фобии" отмечается при воздействии ряда факторов (высота, вода, сложная трудовая ситуация).
Некоторые виды деятельности вызывают развитие экстремальных состояний — реакции организма и психики в ответ на воздействие чрезмерных значений привычных и необычных факторов внешней среды и трудового процесса (высокие и низкие температуры, вибрации, шум, недостаток кислорода, избыточность информации и т. п.), в результате чего возникает рассогласование в деятельности системы функциональной регуляции состояния человека.
Утомление
Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, но в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности. Утомление — это "функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или (и) длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижении эффективности и качества труда" (Бодров В. А., 1988). При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствии условий для полноценного восстановления функциональных нарушений состояние утомления может перейти в переутомление (рис. 24-1).
Утомление
— временное нарушении ряда психических и физиологических функций в результате рабочей нагрузки.
Основной причиной утомления является интенсивная и длительная рабочая нагрузка. Для умственного утомления такая нагрузка обычно связана с интеллектуальной деятельностью по преобразованию большого потока информации, работой при временных ограничениях, сложности и ответственности задания. Нагрузкой может быть и физическая работа по поддержанию вынужденной позы, перемещению органов управлений и т. д.
Интересные материалы:
Психологическая характеристика личности граждан, поступающих на военную
службу по контракту
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира ...
Психологические особенности служебной деятельности
женщин-сотрудников ОВД
Психологические особенности служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД
Объектом данного исследования является личность женщины-сотрудника ОВД, которая рассматривается в период активной зрелости. Именно б данный период формируется стра ...
Профессиональное самоопределение как элемент школьного биологического
образования
Проблема профессионального самоопределения школьников является одной из методических проблем. Важность ее решения выступает как особый инструмент в развитии способностей школьников, формировании опыта деятельности, подготовки выпускников ...